Характер японского общества

Понять характер японского общества невозможно без учета его мифологизированной истории. Речь идет о космогонических мифах, повествующих о происхождении мира, об «эре богов», о космологических легендах, рассказывающих о дальнейшем устройстве этого мира и возникновении японской государственности. Подражание действиям богов, демонов или героев способствовало сакрализации человеческого существования и космоса и как бы давало человеку власть над миром. «Миф является истинной историей, которая произошла в начале времени и которая служит моделью человеческого поведения. Мы всегда современники какоголибо мифа, когда его рассказываем и когда имитируем жесты или поступки мифических персонажей».

Не менее важным для мировоззрения японцев оказались понятия стихии или первоэлементов (вода, огонь, земля, дерево, металл), присущие китайской философии, а также категории сакральной географии — сушаморе, гора (как самая чистая часть земли и место ее соединения с небом) и восприятие Востока как ян и Запада как инь, согласно китайской традиции.

Основу мифологизированной истории страны составляет концепция появления архипелага и затем государства не в результате творческого акта богов (как это постулировано в религиях единобожия), а в результате рождения, т. е. естественного акта. Пользуясь терминологией М. Элиадс, японская мифология обладает биокосмической перспективой. Эта концепция предполагаеттесныесвязи между таким происхождением страны и светской властью с момента зарождения. «Другими словами, — пишет социолог Исида Такэси, — японская мифология рассматривает вселенную как естественно сформированное органичное бытие, впитавшее всебя светскую политику и биокосмичсскуюэнергию, позволяющую ей самостоятельно развиваться». Светская власть в этом контексте представлена сакральной императорской, ведущей происхождение от богов создателей островов к царствующим императорам.

Добавить комментарий