Художническая индивидуальность

Произведения Блашки не поддаются датировке, только поэма помечена 1898 годом. Известно также, что все они были представлены в Тифлисский цензурный комитет в начале 1902 года и получили разрешение на издание 27 апреля. Изданы были в 1903 году.

Стихи Блашки Гурджибети своеобразная первичная индивидуальнохудожественная обработка настроений, представлений, мироощущения осетинского патриархального крестьянина. Здесь все фольклорно по форме и средствам выражения, все народно по смыслу, по содержанию, настроениям и даже по предрассудкам.

Но в то же время на всем почти тавро художнической индивидуальности Блашки, представителя поэтической школы Коста Хетагурова.

Народны по настроениям и такие стихи, как «Жалобы вдовы», «Абрек», «Манифест свободы», «Умирающий воин», «Бедный жених», хотя «Манифест свободы» представляет собой похвальное слово реформе 1861 года и навлек на поэта много критических нареканий. Даже современный исследователь запоздало укоряет поэта: «Он с восторгом отзывался о крестьянской реформе 1861 года, расценивает ее как действительное освобождение крестьян. Оценка, данная Гурджибековым крестьянской реформе, сходна с точкой зрения буружуазного либерализма»75. Дело, конечно, не в буржуазном либерализме, но в народной вере в справедливость царя, в народном представлении о свободе, как избавлении от сословного неравноправия. Ведь в центре стихотворении мысль о том, что «нет больше баделят и тагиат»:218, все равны перед царем и родиной. Для зависимых крестьян это было, конечно, не последним звеном в их представлении о свободе. В данном случае поэт просто не выходит за пределы народного мироощущения, разделяя с народом не только его мудрость, но и его предрассудки.

Добавить комментарий