Замысел драмы

Замысел драмы «Амран» относится к 1909 году, а в 1910 году Бритаев обдумывал драму, уже как давний замысел, подробно, в деталях. Вероятно, тогда же приступил и к работе над ней.

В письме к Ольге Дмитриевне от 22 июня 1910 года он сообщает интересные сведения о процессе обдумывания образов драмы, о психологии творчества и о назначении своего нового произведения.

Я пережил это на самом деле и увидел в это время свое лицо в твоем зеркале лицо было бледно) и т. д., потом посмотришь на бумагу, и сразу холодно станет. Надо все это написать, т. е. перепечатать с мозга на бумагу, чтобы люди увидели и научились. Работа черная и малоплодотворная».

Из этого письма, кроме всего прочего, можно сделать два вывода: вопервых, свое произведение автор относит к жанру драмы, а, вовторых, героем и героиней драмы считает земных людей. Это, конечно, Беса и Ныфс, его возлюбленная.

Следующее известие о работе драматурга над пьесой мы узнаем из письма, помеченного рукой Ольги Дмитриевны: «1912 год». В нем говорится: «Собирался продолжать «Амрана» да вспомнил, что этот вечер я обещал тебе. Не могу обманывать. Тем более, что, при всей моей любви к Беса, мне более приятно быть с тобой, чем с ним (Беса герой драмы «Амран»)».

На литературные истоки, на драматургическую традицию, предшествующую Бритаеву, указал еще в 1928 году проф. Л. П. Семенов. Он тщательно сопоставляет идейнохудожественную трактовку образа Прометея в мировой литературе с «идеологической и формальной разработкой темы» в драме Бритаева. Подчеркивая оригинальность осетинского драматурга, он пишет: «От времен Эсхила до нашей эпохи установилась традиция, освященная примером многочисленных авторитетных художников, традиция использования сюжета в греческой трактовке. Как у поэтов древности, так и у последующих поэтов на первом плане всегда полубоги и боги; люди, изза любви к ко которым пострадал Прометей, обычно остаются в тени.

Добавить комментарий