Жанр «черного юмора»

Он получивший широкое распростране­ние в американской литературе «критического десятилетия» и представленный помимо Бергера такими именами, как Джозеф Хеллер, Курт Воннегут, Филип Рот, Уильям Пинчон, давал весьма специфическое перетолкование настроений, подчас весь­ма близких к контркультуре. В отличие от публицистики, впря­мую обращавшейся к социально-политическим реалиям, здесь ведущую роль играли стиль, авторская интонация, литератур­ная обработка фактов. Отсюда и частое обращение, с одной сто­роны, к историческим сюжетам, требующим переосмысления, а с другой —к социальной фантастике (обе эти тенденции могли быть сведены воедино, как, например, в знаменитой «Бойне номер пять» К. Воннегута, 1968).

Морис Дикстейн справедливо подчеркивает в этой евязи: «Романы черного юмора 60-х годов не только глубоко связаны с историей, но и создают удивительные параллели истории своего времени, не столько собственно в сюжетах, сколько в самом стиле воображения. Ощущение странности и абсурда, смесь фарса, насилия и истерии, которые мы находим в этих книгах, можно обнаружить в войнах, бунтах, движениях, убийствах, заговорах, а также в значительно более тонких и менее зрелищ­ных проявлениях духа 60-х» *. Размышляя о причинах широ­чайшего успеха «Уловки-22» Дж. Хеллера, автор объясняет ее массовым распространением отвращения к самым «священным» буржуазным институтам, включая армию. «Точно так же, как эскалация явилась ответом на антивоенный протест,— пишет американский публицист,— а неудачи бомбардировок компенси­ровались их усилением, стремление к большей честности в об­суждении общественных проблем натолкнулось на расширение рекламной деятельности и еще большую ложь» . Протест про­тив институционализированного насилия, остро прозвучавший в романе Хеллера, не мог не вызвать ответной реакции со сто­роны аппарата буржуазной пропаганды, в том числе и в соот­ветствующих литературных произведениях, прославляющих дух милитаризма и идею «американской исключительности». Эта официальная тенденция, не прекратившая своего существова­ния со времен «маккартизма», отнюдь не ожидала «контррефор­мации» для провозглашения правоты идей, столь последователь­но выраженных в печально знаменитом романе Р. Мура «Зе­леные береты» (1967). Таким образом, и здесь идеологическое противоборство не укладывалось в рамки десятилетий.

Добавить комментарий