Важнейшие социально-эко­номические и политические проблемы

В свою очередь по целому ряду и «традиционалистские» силы занимают ностальгическую и настолько критическую по­зицию по отношению к центральной власти Вашингтона, воен­но-промышленному комплексу, крупным корпорациям, что порой может создаться впечатление, будто это чуть ли не «ле­вые». Именно постоянство обличительного момента, как прави­ло, лишенного апологетической риторики, порождает особые трудности при необходимом разграничении критики иногда од­них и тех же «язв капитализма» «слева» (в частности, с точки зрения социального прогресса) и «справа», с позиций реакции (от «ультра» до умеренно консервативных). Поэтому и картина художественного процесса в свете «нового» консерватизма ока­зывается противоречивой и неоднозначной. «Контрреформация» в искусстве, отражая противоречия вну­три «официального», коммерческого художественного производ­ства, знаменовала, как и в политике, возврат на охранительные позиции после той «контестации», которой буржуазная цивили­зация подверглась в 60-е — начале 70-х годов. Действительно, ес­ли контркультура как таковая осталась в западной культуре яв­лением локальным и относительно неразвернутым, то пере­смотр буржуазной системы ценностей не только в Европе, где особенно ярко проявилась тенденция политизации искусства, но и в США захватил достаточно широкий пласт художественной продукции. Не случайно начало «нового американского кино» или «нео-Голливуда» датируют, как правило, 1967 годом, годом выпуска двух фильмов: «Выпускник» (по пьесе Ч. Уэбба) Майка Николса и «Бонни и Клайд» Артура Пенна. Помимо своих инди­видуальных особенностей (как художественных, так и концеп­туальных) они знаменовали нарушение традиционных запретов: в финале картины Николса молодой выпускник, отбиваясь кре­стом, уводил из церкви свою возлюбленную буквально из-под венца, но уже не до (как было бы раньше), а во время церемо­нии бракосочетания; гангстеры Бонни и Клайд в противостоянии полиции и подвергаемым нападениям банкам выступали скорее как положительные герои, жертвы

Добавить комментарий