Человеческое достоинство

Для Сека такое этикоэстетическое мерило человеческого достоинства, как превосходство человеческого над биологическим, разумного над инстинктивным, осознанного над стихийным, чувства над чувственностью, непреложное правило, не допускающее исключения. Обратное соотношение этих противостоящих сил Сека считает столь же непреложным для отрицательных персонажей. Как правило, Александр Казбеги пользуется тем же мерилом в оценке персонажей. Однако, как правильно отмечает Бесо Жгенти: «Чувство (в данном случае любовь Н. Дж.) овладевает всем существом человека, подчиняет себе его разум и сердце, определяет все его действия. И часто любовь воодушевляет человека на чудесные героические дела (Элгуджа, Наго, Коба и др.), иногда же толкает его на измену долгу, дружбе, родине (Матиа, Онисе и др.)».

К этому, пожалуй, следует добавить, что к здоровому чувству в этих случаях примешивается такая доза чувственности, которая побеждает не только чувство, но и разум, заставляет забывать долг, разумную цель. Такую перемену в психике положительных персонажей (победу биологического над человеческим, инстинкта над разумом, чувственности над чувством) Сека считает недопустимой. И еще: противоречия между общинами разных национальностей (например, в нападении феодала Нугзара на Хевскую общину участвуют воины Кудского общества осетины) Сека считает неразумным, предосудительным, противоестественным следствием коварства феодала. «Сноп горел, а повязка смеялась», говорит он. Когда же совершалось народное возмездие, то одно из предъявленных алдару обвинений кудцы выразили так: «Зачем поссорил нас с нашим соседом, чем тебя оскорбили хевцы, за что заставил нас пролить их и свою кровь? » Критерием правоты той или другой стороны Сека считает интересы простого горда без различия его национальной принадлежности. Александра Казбеги порой покидает социальный критерий в оценке событий и людей, отрицательные черты в характере персонажей он склонен объяснять их этнической принадлежностью.

Добавить комментарий