Давние традиции

Преломлялись в ис­кусстве и более: об их решающем художествен­ном значении говорят и новое открытие на рубеже 70-х годов творчества Германа Гессе, и актуальность истории революцион­ного движения прошлых веков (спектакль французского «Те­атра Солнца» «1789», 1970, или фильм Р. Аллио «Камизары», 1971), и политизированное прочтение классики, в особенности Шекспира2. Важную роль в развитии прогрессивных тенденций сыграло также расширение международных контактов, влияние культуры социалистических и развивающихся стран. Борьба социалистической и буржуазной культуры на Западе не только разграничивает между собой различные направления в искус­стве, но и как бы разрывает их изнутри. Ведь прогрессивные элементы подчас неожиданно появляются и в произведениях, ведущие мотивы которых, казалось бы, очевидно обслуживают господствующую идеологию. Черты демократической культуры присущи и творчеству художников, пусть непоследовательных, но ищущих альтернативу буржуазному мироустройству, даже в тех случаях, когда их субъективные заблуждения препятствуют выявлению подлинных путей решения поднимаемых проблем, как социальных, так и художественных. Конечно, каждый из видов искусства сам по себе заслужи­вает специального исследования. В соответствии со своей кон­кретной спецификой та или иная форма художественного твор­чества по-своему участвует в социокультурных движениях. Му­зыкальный авангард, поп-музыка и сентиментальный романс, абстрактный экспрессионизм, поп-арт или гиперреализм в изо­бразительных искусствах, «новый роман», документальная про­за, «шпионская» и «черная» серии, экспериментальное слово — творчество и «деконструкция» в литературе, «театр абсурда», «хеппенинг», нравоучительная драма на сцене в той или иной мере соотносятся с рассматриваемыми направлениями в куль­туре. Эти явления, как и многие нами не упомянутые, получили определенное отражение в советской критической литературе

Добавить комментарий