Доказательство этого находится в словах

Доказательство этого находится в словах самого Аристотеля. Действительно, он говорит в начале первой книги «О душе»: «Было бы правильно отвести исследованию о душе одно из первых мест». И в начале «О чувстве и чувственном»: «Что касается души, то она определяется в первую очередь тем, что она есть душа сама

Доказательство этого находится в словах самого Аристотеля. Действительно, он говорит в начале первой книги «О душе»: «Было бы правильно отвести исследованию о душе одно из первых мест». И в начале «О чувстве и чувственном»: «Что касается души, то она определяется в первую очередь тем, что она есть душа сама по себе». И со всем основанием продолжает также Аристотель, согласовывая метод, который предлагает в «Физике», по которому следует в науках от принципов к составным частям. Поэтому, здесь он определяет в первую очередь душу, затем дает ее разделение, потом ее свойства; о теле и об устройстве живого существа, однако, он нигде не говорит, включая место в книге 3 «Физики», 54, где ему представляется случай рассмотреть орган движения, это он оставляет для книги Об общем движении животных, что отмечают Филопон, Св. Фома и Комментатор. ‹…›

7. Сообразно этому объяснению, во-первых, могут совмещаться различные мнения, которые существуют на этот счет. Действительно, некоторые говорят, что предмет этой науки есть одушевленное тело (corpus animatum). Так рассуждают Явелий в 1 вопросе, Иандун в 3 вопросе. Они принимают во внимание предмет всей науки, равно как и Венето, который поддерживает мнение, что общий предмет, о котором трактует [эта наука], – одушевленное тело, но частный и формальный ее предмет – душа. Другие утверждают, что предмет есть душа, как св. Фома в книге 3, текст 25, и в «О чувстве и чувственном», в начале; Альберт Великий, в трактате 1, главе 1, и в других местах, говорят именно об этих книгах, а не о науке во всей ее целостности.

8. Во-вторых, выводится связь, которую сохраняет эта часть со всей остальной физикой. Так, если мы говорим обо всей физике, то она, как наука о живых существах, будет четвертой. В самом деле, ей предшествуют три науки, представленные здесь, по основаниям, разобранным ранее. Но, сравнивая между собой части о живых сущих, отметим, что эта часть о душе есть первая, потому что она доставляет познание принципа живых существ, которым является душа. Так, Аммоний, Теофраст, св. Фома, «О чувстве и чувственном», текст 1, Темистий, «О душе», 1, глава 1, Авиценна, «Физика», 1, во введении, Альберт, в комментарии на это место и в «Сумме человека» («Summa ab homine»); или другие, думают, что должен следовать трактат «О растениях и животных» («De plantis et animalibus»), для следования нашего познания от вещей составных к их частям. Так считают Александр, Аверроэс, Нифо, но они ошибаются, поскольку во всем познании выделяется то, что следует от частей к познанию целого; итак, таково познание, которое обнаруживается в этой науке.

Добавить комментарий