«Культурные противоречия капитализма»

«Культурные противоречия капитализма»—так Д. Белл на­звал свою последнюю книгу (1976), в которой получила наиболее развернутое теоретическое выражение логика политической и эстетической мысли «нового» консерватизма. Пожалуй, самое характерное здесь то, что и у Белла и у его коллег тяга к кон­сервативному пониманию проблем искусства и общества связа­на с осознанием ими своего рода идеологического вакуума, ду­ховного и культурного кризиса современного капиталистическо­го общества.

«Я полагаю,— пишет Белл,— что мы приблизились к водораз­делу в западном обществе: мы становимся свидетелями краха буржуазных воззрений на человеческую активность и социаль­ные отношения, особенно на отношения экономического обме­на, которые формировали облик современной эпохи последние 200 лет» *. Что же это за «буржуазная идея», кризис которой возвещает «новый» консерватизм? Согласно самому Беллу, «буржуазная идея» представляет собой систему классических либеральных представлений, осно­ванную на традициях индивидуализма и «протестантской эти­ки», идущих еще от Реформации и являющихся идеологическим эквивалентом экономической системы свободного предпринима­тельства. Нужно сказать, что в основе классического либераль­ного мировоззрения находился определенный индивидуалисти­ческий идеал, служивший своего рода призмой для рассмотре­ния проблем общества, культуры, искусства. В плане экономи­ки он является фундаментом принципа свободного рынка и предпосылки эффективности конкуренции между соревнующи­мися индивидами-предпринимателями. В социально-политичес­ком плане на нем основывается идея о том, что в политике индивид важнее группы, и традиционный для либерализма идеал слабой государственной власти и невмешательства госу­дарства в социально-экономическую область.

Добавить комментарий