И в этом же самом смысле определяется проблема

И в этом же самом смысле определяется проблема долга. Долг появляется не как одна среди многих других возможностей, но как та возможность, которая должна быть неумолимо присвоена для достижения счастья. Как говорит Субири: «То, в чем реальность способна быть присвоенной, это в характере блага. А то, в чем она

И в этом же самом смысле определяется проблема долга. Долг появляется не как одна среди многих других возможностей, но как та возможность, которая должна быть неумолимо присвоена для достижения счастья. Как говорит Субири: «То, в чем реальность способна быть присвоенной, это в характере блага. А то, в чем она должна присваиваться, составляет характер долга».

Поэтому, в то время как человеческое существо всегда уже является связанным со счастьем, относительно возникающих или присваиваемых возможностей, он является не привязанным, а обязанным:

«Обязательство есть форма, в которой долг владеет человеком. Человек обнаруживает себя обязанным, потому что все остальные возможности присваиваются им в плане счастья, которое является возможностью всех возможностей. И эту возможность человек не обязан взять на себя, а связан с ней. Счастье не является обязанностью; то, чем является долг – это все остальные возможности в плане счастья. Обязательство – это форма владения возможностями в плане счастья».

Обусловленность конкретных, множественных обязанностей зависит, в свою очередь, от того, что рассматривается, счастье или человеческое совершенство.

Наконец, моральную ответственность человека Субири видит в том факте, что он должен отвечать на конкретные ситуации посредством возможностей и что именно в этих ответах человек постепенно рисует свой собственный моральный образ. Человеческие действия являются не определенными (отвечающими на скоротечные ситуации), а определяющими, постепенно устанавливающими свою индивидуальность. Только со смертью возможность определения превращается в нечто определенное: полностью определяется конкретный, позитивный или негативный, образ его счастья.

Субири, в конце концов, подчеркивает, что эта моральная структура человека наполняется и реализуется конкретно в зависимости от общества и культуры, в которой каждый человек появляется, потому что от общества и культуры он получает первоначальную систему ценностей (как образ человека или счастья , так и образ способных к присвоению и присваиваемых возможностей: критерии блага и систему обязанностей). И только на этой почве возникает автономное моральное сознание, ответственность и очертания его моральной индивидуальности за счет присвоения возможностей как добродетелей или пороков, всегда в зависимости от его идеи счастья или совершенства его морального облика.

4.3. Человек, социальная реальность

Человеческое существо должно, поэтому, делать самого себя, осуществляться, выбирая среди тех возможностей, которые ему предлагает ситуация.

Добавить комментарий