Информационная эстетика

В данном параграфе мы ограничимся характеристикой эстетического направления, получившего название «информационной эстетики». М. Бензе и А. Моль представляют две ее школы германскую и французскую соответственно в ее «дескриптивной» и «объясняющей» версиях. Главный тезис информационной эстетики гласит, что художественное произведение относится к особому генеративному классу носителей «эстетической информации», оно способно создавать знаковые системы как собственно эстетические.

Бензе утверждает, что «авторепрезентация» есть отличительная черта всякого эстетического состояния оно воспроизводит лишь самое себя; поэтому методы «информационной эстетики» максимально эффективны лишь при сравнительном теоретикоинформационном анализе внутренне близких произведений искусства одного «типа».

В России была своя традиция структурных и точных методов исследования искусства, но начиная с 30х и вплоть до 90х годов она, «мягко говоря», не приветствовалась. Лишь в последнее двадцатилетие развернулся довольно широкий фронт изучения гуманитарных феноменов и искусства с помощью точных методов и теории информации. Одним из пионеров в этой области был Г. А. Голицын, положивший начало разработке информационных аспектов социокультурной и эстетической сферы и изложивший полученные результаты в информационноалгоритмических концепциях. Возрождению и дальнейшему развитию применения точных методов в подходе к изучению культуры и искусства способствовали работы В. М. Петрова, автора последней версии теоретикоинформационного подхода, базирующейся на «принципе максимума информации». Популяризацией новой науки занялись многие авторы, из которых мы укажем Ю. В. Пухначева. В его работе «нет явного числа», по выражению академика Б. В. Раушенбаха, т. е. нет подлинной математики, и она не вступает в спор с принятыми положениями эстетики; задача подобных работ скорее в том, чтобы возбудить новые мысли путем новаторских и неожиданных сопоставлений.

Добавить комментарий