Критический анализ контркультуры

Эта критика прямо противоположна марксистскому, поскольку всецело оп­ределяется интересами буржуазно-апологетических кругов, все­ми силами стремящихся к стабильности отжившего обществен­ного строя и опасающихся всего нового — будь то в развитии общества, в политике, культуре или искусстве.

Буржуазно-апологетическая критика эстетики контркульту­ры получила развитие в рамках «новой» консервативной реак­ции на леворадикальные тенденции в общественно-политической и культурно-духовной жизни Запада 60-х годов — реакции, при­знаки которой обозначились в 70-х годах. Одно из важных мест в идеологии «нового» консерватизма заняли общие проблемы культуры и искусства. Нетрудно убедиться, что по сравнению с эстетикой контркультуры эти проблемы получили в «новом» консерватизме диаметрально противоположную трактовку. Консервативная «реставрация» и социальные функции искусства Западные публицисты и литераторы умеют находить выра­зительные метафоры, когда вместо обстоятельного и конкрет­ного анализа нужно сжато, в двух словах дать наглядную и запоминающуюся характеристику тому или иному сложному и далеко не однозначному культурно-историческому или художе­ственному явлению; главное — найден емкий символ, «имедж», яркий образ, заменяющий недостаток конкретных знаний, а то и отражающий какой-либо частный классовый интерес. К примеру, если «тихие 50-е годы» западная пресса, кино, телевидение именовали временем «молчаливого поколения», а «бурные 60-е» — временем «поколения протеста», то 70-е годы сегодня часто называют «двойниками 50-х», а современной мо­лодежи Запада с легкой руки средств массовой информации грозит участь быть окрещенной «поколением разуверившихся и покорившихся радикалов». «Движение протеста кончилось — не будучи подавленным, оно распалось само,—пишет П. Старр.— …Конфликты, прежде открыто раздиравшие общество, локали­зировались и вошли внутрь, и теперь они тихо подрывают жизнь людей, отмеченных знаком 60-х годов» *.

Добавить комментарий