Марксистская концепция искусства

В то же время подмена вульгарно-социологической используется МарКузе как способ критики самой теории отражения, пониманий искусства как «специфической формы художественного отражения действи­тельности, идеи взаимозависимости между искуссОДом и мате­риальной базой общества. Поэтому, хотя Маркузе Й заявляет, что главным объектом его критики являются не сами  формулировки Маркса и Энгельса», а «жесткие схемы» их «следователей (?!), в действительности его критика направлена на исходные, философско-мировоззрен­ческие принципы марксистской концепции искусства. Складывается впечатление, что в «Эстетическом измерении» Маркузе борется как бы на два фронта: с одной стороны, против марксистской эстетики, а с другой — против кардинальных по­ложений эстетики контркультуры 60-х годов, прежде всего про­тив своего же прежнего тезиса об «искусстве как форме реаль­ности». Это центральное положение политико-эстетической уто­пии «нерепрессивной цивилизации» он объясняет влиянием ма­териалистического понимания социальной природы искусства, почерпнутого, как утверждается, контркультурой у марксизма. Такая произвольная постановка вопроса преследует в первую очередь тактические цели — сделать марксизм ответственным за политические и идейно-художественные неудачи контркуль­туры. Одновременно отказ от идеи социальной обусловленности искусства и его активной общественной функции в сегодняшнем маркузианстве призван служить своеобразным обоснованием некоторых реальных тенденций в эволюции движения протеста в 70-х годах на Западе — прежде всего спада политической ак­тивности и переноса внимания на проблемы «новой рациональ­ности», обретающей себя в сфере идеологического и культурно­художественного творчества.

Добавить комментарий