Направление духовной школы

Цомак ясно понимал, что направление духовной школы не результат фанатизма церковников, не следствие их неразумного своеволия. Оно определяется их связью с интересами господствующей социальнополитической системы. Поэтому он указывает, что «ведомство православного вероисповедания постоянно преследовало в своих школах создание хороших священников. Проникнутое до самых корней бюрократизмом, оно подготовляло только чиновников. Пропитанные идеей абсолютной самодержавной государственности с ее «безответственностью», оно выпускало только волковпастырей, стригущих своих овец, и «охранителей», раболепствующих перед властью и начальством».

Выступление Цомака, таким образом, носило явно политический характер. Он критикует существующую систему обучения и воспитания в духовных школах с позиций революционера, заинтересованного в том, чтобы молодое поколение выходило из школы в жизнь вооруженным достижениями передовой науки и общественнополитической мысли. Он ратует за действительные знания, против веры не как просветитель, а как революционер. Он убежден, что правильные знания о жизни общества неминуемо ведут к революционной мысли и революционному действию. И, наоборот, слепая вера, невежество и отрешенность от действительной жизни вырабатывают «раболепство мысли» и чувство приверженности к абсолютизму.

Добавить комментарий