Прямое влияние Коста

Прямое влияние Коста прежде всего ощущается в боевой призывной лирике Цомака. Стихотворения «Набат» и «Народ» непосредственно восходят к ораторской патетике «Додой» Хетагурова. Одну строку из этого стихотворения Цомак почти дословно повторяет в «Народе», причем в таком же идейном контексте. Перевыражением хетагуровского стиха является и концовка стихотворения «Зима».

Словом, влияние Коста на Цомака было основательно, на всю жизнь. В Коста Хетагурове Цомак всегда видел своего великого предшественника и отзывался о нем восторженно. Стихотворениями, опубликованными в «Ног царде» в 1907 году, Цомак заслужил репутацию самого талантливого последователя Коста.

Особенно близок был Цомаку «железный стих» Лермонтова, его настроения и вся поэтическая атмосфера его творчества. Его влияние обнаруживается не только в том, что выбирает из его стихов эпиграф для стихотворения «Любовь»:

Есть речи: значенье Темно иль ничтожно, Но им без воленья Внимать невозможно, а в «Весне» имитирует интонационный и ритмический строй лермонтовского «По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел». Оно сказывается на всей поэзии Цомака, особенно в ранний период его творчества, к которому относятся не только стихи 1905—1908 годов, но и последующий цикл стихов, созданный ^уже в тюрьме, куда упрятали поэта в марте 1908 года.

«На путях тюрьмы и ссылки», так озаглавил Цомак задуманный им очерк воспоминаний о своей жизни, встречах и размышлениях в течение девяти лет с марта 1908 по март 1917 года.

Добавить комментарий