Народу и его исповедь

В предисловии Ялгузидзе обращается к «единокровному народу» («мемирон мыггаг», «мемираеттае»), рассказывает ему о том, как еще в младенчестве «царем Ираклием вторым» был отдан в учение, как он мечтал «вам, единокровному народу, в свое время чем-нибудь быть в силах оказать помощь» (Ацы фаендаей, аемае каед сымах, мемирон мыггагаен, йае афоныл истаемаей баеззин. ахъазхъом фаечаин»). Особенно важно отметить, что создание книги, в том •числе и перевод евангелия, Ялгузидзе рассматривает не только как средство религиозного просвещения. Когда немного открылись «очи моего отроческого сердца» («Гаезаемае байгом сты маенахъомыл заердаейы чаестытае»), пишет он, то «понял что народ, у которого нет книги, лишен истины, не знает,- как следует, ни бога, ни самого себя». Следовательно, в глазах Ялгузидзе книга была также и средством развития самосознания народа. Больше того, он считает патриотическим долгом каждого человека послужить своему народу всем, чем может, ибо «Божественная вразумляющая книга обязывает всех, чтобы каждый по своим силам оказал должную услугу своему единокровному и соплеменному народу в том, в чем он наиболее отличен искусством». шет Ялгузидзе — «я долго горевал; и наконец, осмелился создать книгу на осетинском: языке»; «потрудившись над ней три года денно и нощно». «И сколько было в моей воле, не щадил себя, чтобы вы, мои единокровные осетины, не были лишены этого великого блага». Иван Геореви Ялгузидзе — Габараты является крупнейшей фигурой в осетинском просвещении дореформенного периода, создателем первого осетинского алфавита на грузинской графической основе, первого осетинского букваря и переводчиком первых духовных книг на осетинский язык.

Добавить комментарий