Образ Орфея — Нарцисса

В какой-то мере повод для такой трактовки дает сам Фрейд с его разграничением «первичного» и «вторичного» нарциссизма. Если «вторичный» нарциссизм — это частная перверсия то «первичный» нарциссизм, будучи более глобальным социопсихологическим явлением, не исклю­чает возможность нерепрессивного сублимирования чувствен­ности. «Происходящее в этом случае превращение вожделения к объекту в вожделение к себе (нарциссизм), очевидно, влечет с собой отказ от сексуальных целей, известную десексуализа- цию, а стало быть, и своего рода сублимирование»,— писал Фрейд. Характерно, что и у такого известного французского фи­лософа, как Г. Башляр, мы обнаруживаем трактовку нарциссиз­ма в аспекте нерепрессивного сублимирования. «Нарциссизм отнюдь не всегда является невротическим феноменом…— утвер­ждает Башляр.— Сублимирование вовсе не обязательно означа­ет отрицание чувственного влечения, оно может и не быть направлено против инстинктов. Это может быть сублимация по направлению к определенному идеалу» Но как бы то ни было, в своей попытке «творческого» раз­вития идей фрейдизма Маркузе оказывается перед существен­ной трудностью. Дело в том, что, согласно использованной им психоаналитической схеме, респрессивная культура выступает как сублимация потребностей и желаний, не получающих удов­летворения в обществе низкой производительности труда. Сам Фрейд, например, называл культуру «спиритуализацией нище­ты». У Маркузе даже встречается мысль, что «высокая» куль­тура и искусство (а не их «массовые» суррогаты) возможны лишь при экономической ншцете большинства населения, по­скольку являются косвенным «протестом против существующе­го убожества».

Добавить комментарий