Поучительные пьесы

В отличие от наиболее яркого примера «эстетической идеологии» проекта «универсального произведения искусства» Р. Вагнера, где музыка, слово и театральное действие, сливаясь воедино, обеспечивают непреодолимый соблазняющий и гипнотический эстетический эффект на зрителя и слушателя, лишая его самостоятельности и критической дистанции, в пьесах Брехта все эти элементы разделены, комментируя друг друга, вступая в противоречия друг с другом, подталкивая зрителя к самостоятельному анализу. Провокативное напряжение между элементами представления создает условия для критической рефлексии.

Подобно Беньямину, Брехт отказывался от старого различения художникатворца и пассивно потребляющего зрителя, рассматривая участников представления как совместно работающий коллектив. Поэтому, наряду с пьесами для эпического театра, Брехт писал также более радикальные с точки зрения театральной новизны «поучительные пьесы», представляющие собой коллективные политические собрания, в которых публика принимала активное участие. В такой эстетической модели можно усмотреть отрицание бюрократизации партии, когда теоретики и функционеры директивно контролируют активность масс. В таких пьесах знание достигалось совместными усилиями, а не в результате иерархического манипулирования. Эти пьесы предназначались для школ, предприятий, политических кружков. Актеры и зрители совместно читали, обсуждали, разыгрывали эти пьесы, обмениваясь ролями, т. е. не усваивали какуюто определенную доктрину, а вовлекались этими «упражнениями в диалектике» в процесс совместного критического мышления. Такие пьесы были наиболее бескомпромиссной формой брехтовского намерения политизировать искусство, превратить его в политическую и социальную педагогику.

Добавить комментарий