Первое столкновение

Первое столкновение новой морали, нового представления о гуманизме кончилось полным разрывом людей, преданных патриархальным обычаям, с человеком новой нравственности. Последний оказался в одиночестве, но первые ничем не доказали превосходства своей морали, правоту своих требований.

Носитель новой морали изолирован. Но прошло несколько лет, Ахмет окунулся с головой в волны революции, которая дала ему последователей, обширный круг друзей и единомышленников и вместе с тем принесла новые нравствнные испытания.

В душе Ахмета укрепилась революционная проповедь о братстве, равенстве и свободе, но и «жестокое наследие далеких предков властно врывалось в лучшие мечты его, нарушало душевное равновесие». Революция дала Ахмету последователей, научила его делить людей на врагов и друзей совершнно по новому принципу, но случилось так, что среди его лучших последователей оказался убийца его отца, и, следовательно, по революционной этике он должен признать своим другом врага по патриархаль, ной этике.

Таким образом, вновь и вновь встает перед Ахметом вопрос о том, как же быть: убить врага и тем самым выполнить свой долг по традиции или же не только простить врага, но и признать своим другом, побрататься с ним на основе единства революционных устремлений. Два желания борются в душе Ахмета. «Две души живут в моей груди» мог бы сказать о себе в этот момент Ахмет. «Два наследия получил он от двух разных эпох. Кровавую месть, беспощадную, как сама судьба, устами матери завещали отцы. Братскую любовь и идею всепрощения взрастили в нем проповедники любви. И вот душа его терзалась этими наследиями, как сердце матери, принужденной отказаться от одного ребенка для спасения другого. Одно из них, вложенное в са мую природу его, возникая в крови, требовало мести во что бы то ни стало. Другое, воспринятое и понятое сознанием, глубоко сидело там и диктовало прощение и любовь. К ужасу своему, он чувствовал, что они одинаково сильны».

Добавить комментарий