Преследование поэта

Преследование поэта не кончается даже с его смертью; Фарисеи, невинность людскую храня, Оклеймили его приговором: «Душегубу» на кладбище с нами нельзя»,— И зарыли его за забором. Вражда толпы с поэтом вызвана тем, что «пел он о братстве свободном» и «страдал за правду и свет». Причина вражды еще конкретнее высказана в стихотворении «Поэту- мечтателю». Оно построено в форме, спора толпы с поэтом о свободе народа и путях к ней. Уже в самом названии стихотворения отмечена полемическая его направленность — для толпы поэт всего лишь мечтатель и, конечно, мечтатель вздорный, его мечты несбыточны, иллюзорны: Оставь, поэт! Напрасно не зови Нас за собой, не трать на нас речей — Мы созданы не для святой любви, * А для пиров вальпургьевых ночей. Лишь потому, что вымысел «свобода» Рифмуется с «народом», ты готов На нем создать и счастие народа… А сам-то он? — гнушается ль оков?! Толпе не по душе не только мысль о «создании счастья народа» «на «вымысле свобода», но особенно то, что поэт «свободу» и «святую любовь» связывает с более страшным словом «кровь». От презрительно-насмешливого отношения к призывам поэта к «святой любви», от доказательства несостоятельности «вымысла» о свободе и апелляции к покорности народа, якобы не гнушающегося оков, толпа переходит к тону встревоженно-перепуганного обывателя, увещевающего поэта, заклинающего его именем любви, над которой подсмеивалась: Чем ты зовешь божественное чувство, Творяще жизнь? — Не словом ли любовь? Стыдись, поэт, преступного кощунства,— Ведь ты его рифмуешь часто с «кровь!».

Добавить комментарий