Принцип терапевтической процедуры

Если для Фрейда символика, раскрывающая сексуальную по­доплеку фантазии, форм эстетического воображения и т. п., выступала в качестве технического, то Маркузе придает ей аксиологическое, социально­этическое значение, утверждая, что продукты творческого во­ображения направлены на «нерепрессивную эротическую реаль­ность». Кроме того, Фрейд исходил из необратимости вытесне­ния фантастических образов «свободной» сексуальности в бес­сознательное. Маркузе же предполагает, что образы фантазии и воображения могут иметь отношение не только к «субистори- ческому прошлому» человечества, но и к его будущему. Пер­спективы такого рода социализации и антропологизации спо­собности воображения Маркузе связывает с изменением струк­туры человеческой деятельности, с пресловутой «эротизацией труда». Здесь, как видно, теория «нерепрессивной культуры» уже вполне однозначно заявляет о себе как о социально-эстетичес­кой утопии. Нужно сказать, что утопизм вообще принадлежит к числу глубинных и наиболее характерных черт современного леворадикального сознания, является его органической структу­рой. «Особый интерес к теоретическим проблемам утопии воз­ник в западной социологии в связи с движением «новых ле­вых». Неопределенные, часто негативные представления «новых левых» о будущем («будущее — мечта»), утопическое понимание путей и средств социальной революции («будьте реалистами — требуйте невозможного») — все это является благодатной почвой для форм утопической мысли» Нужно сказать при этом, что утопическое измерение левого радикализма в значительной мере как раз и воплощает взаимо­проникновение и даже слияние социологических и эстетических аспектов контркультуры в некую единую социально-эстетичес­кую утопию.

Добавить комментарий