Штедер рассказывает

Штедер рассказывает лишь один эпизод, очевидцем которого он оказался. Против баделят восстали дигорские крестьяне, их поддержали братья по судьбе из соседних обществ и они силой оружия принудили баделят феодалов согласиться с их претензиями. Штедер отмечает зажиточность феодалов и бедность крестьян, ненависть последних к первым, к их образу жизни, к их религии и политическому поведению. «Благодаря общей ненависти к баделятам и их защитникам кабардинцам», в крестьянской среде «возникло отвращение к магометанской религии. Их крещение поэтому чисто политическое, чтобы… обеспечить себе ближайшую помощь России». Любопытно, что первым пунктом в требованиях крестьян к баделятам также была «общая клятва верности России». Атмосфера ненависти к феодалам и решительность чпе- стьян больше всего поразили Штедера, пытавшегося примирить враждовавшие сословия в видах политики русской администрации: «Они требовали полного уничтожения баделя- юв, так как считали, что без умерщвления их нельзя была надеяться в будущем на спокойствие». Штедер почти ничего не говорит об эстетическом обиходе народа, кроме общего упоминания о том, что «в своих песнях о героях они воспевают коварные кражи, дерзкие грабежи, увоз скота и людей». Но это замечание говорит о том,, что в народе широко были распространены «песни о героях» Это подтверждается и более поздними путешественниками М. Энгельгардтом и Ф. Парротом, бывшими на Кавказе вслед за Клапротом. Они указывают, что стража из осетин- всадников, сопровождавшая их от Моздока до Владикавказа, «весело, как будто их ожидало пиршество резвилась в степи, гоняясь иногда с громким ликованием за спугнутой дичью, а иногда распевая суровые монотонные песни».

Добавить комментарий