Воспитание молодежи

Причем в качестве главной цели как, так и самого художественного творчества выдвигается задача со­циализации индивида, но не путем самораскрытия его личного нравственного и эстетического потенциала, а посредством «вчувствования» в некую моральную «истину». Решение всех социальных проблем видится консерватору в морально-религиозной «реконструкции» человеческого духа — в том числе и средствами искусства, главной социальной функ­цией которого, таким образом, оказывается «внедрение» инди­вида в репрессивную общественную систему и «примирение» с ней. Роль искусства в общественной жизни здесь фактически исчерпывается вульгаризацией его социализирующей функции. Тем самым представления консерваторов об общественной роли искусства оборачиваются утилитарным редукционизмом, сущест­венно ограничивающим не только диапазон художественного творчества, но и направленность эстетического восприятия. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли реаль­ные корни этих представлений и объяснили их возрождение в современных формах действительными отношениями в рамках буржуазной общественно-экономической практики. «Представ­ляющееся совершенно нелепым сведение всех многообразных человеческих взаимоотношений к единственному
отношению полезности,— отмечали основатели марксизма,— эта по видимос­ти метафизическая абстракция проистекает из того, что в совре­менном буржуазном обществе все отношения практически подчинены только одному абстрактному денежно-торгашескому

отношению» В то же время нельзя не видеть, что такого рода реакцион­но-«просвещенческие» установки консервативного сознания, истоки которых были раскрыты марксизмом, полны духом теократизма, а также сожалений по поводу того, что современ­ная западная культура и искусство слишком уж погрязли, как выражается современный американский консервативный теоре­тик Джефри Харт, в «буржуазном эмпиризме» и стали «глухи» к истинам христианства.

Добавить комментарий